ПОДЕЛИТЬСЯ

Область товарно-денежных отношений невозможно полностью заключить в рамки регламента и нормативов, хотя, человечество стремится именно к этому. Пройдет немало времени, пока люди поймут, что истинный порядок наступит там, где люди научатся уважать друг друга независимо от положения относительно закона. Знания нужны не только для того, чтобы отстоять свою правоту, но в первую очередь – для того, чтобы корректно донести их до сведения оппонента.

Сегодняшняя тема — отказ вернуть товар или деньги — активно обсуждается покупателями, продавцами, изготовителями и представителями юридического сообщества на разных уровнях. Абсолютный  правовой регламент указанных отношений до сих пор не установлен, поэтому итог переговоров в значительной степени зависит именно от вас.

Что для этого надо знать?

Существует утвержденный на государственном уровне перечень товаров, которые, независимо от сроков, нельзя вернуть продавцу, если в них нет дефектов. Это:

  1. Лекарственные средства;
  2. Медицинская техника;
  3. Товары для личной гигиены;
  4. Бельевая группа;
  5. Чулочно-носочные товары;
  6. Посуда одноразовая;
  7. Животные и растения;
  8. Оружие;
  9. Парфюмерно-косметические товары;
  10. Строительные материалы;
  11. Ювелирные изделия из драгоценных металлов;
  12. Автомобили;
  13. Предметы бытовой химии.

Подробности — в Постановлении Правительства №55 (в последней редакции от 22. 06. 2016 г.). Попутно отметим: вопрос о том, как вернуть лекарства в аптеку, требует отдельного рассмотрения.

Тем не менее, любые товары можно вернуть не позднее 14 дней после получения на том основании, что продавец перед покупкой не уведомил (или предоставил недостоверную информацию) о назначении, свойствах и прочих параметрах товара. Разумеется, товар должен иметь товарный вид, с сохранением маркировочных ярлыков, подтверждающих тот факт, что товар не использовали. Сопроводительная документация (инструкция для пользователя, техпаспорт, чек, гарантийный талон) и комплектующие детали также должны прилагаться к товару.

Если в магазине отказались вернуть деньги за товар, ваше право — направить им претензию, и, в случае неудовлетворения требований передать документы в суд.

Как вы заметили, указанный список содержит не все товары. Это означает, что прочие виды доброкачественных товаров в течение 14 дней можно вернуть в магазин и потребовать замены, если изделия не подошли по размеру, фасону, цвету, комплектности. Уточним: продавец не обязан при этом вернуть деньги, но должен заменить товар аналогичным, если такой товар имеется в продаже. Обязанность вернуть деньги наступает в тот момент, когда аналогичного товара для замены нет в продаже.

Обратите внимание: если вы сумеете доказать, что предложенный для обмена товар не является аналогом того предмета, который вы возвращаете, закон – на вашей стороне. Продавец в таком случае обязан принять товар и вернуть вам деньги.

Когда невозможно вернуть деньги, ни при каких обстоятельствах?

  1. Когда товар (изделие, вещь, продукт, предмет) испорчен покупателем или третьими лицами в результате прямого воздействия или бездействия (например, забыли меховое изделие на улице во время дождя).
  2. Когда истек установленный производителем или продавцом гарантийный срок на изделия, не включенные в перечень технически сложных товаров.

Возврат денег за товары, находящиеся на гарантии

Продавец обязан вернуть деньги за товар, если:

  • Товары имеют дефекты производственного характера (продукция не соответствует утвержденным нормативам и стандартам);
  • Порча товара произошла по причине неправильного хранения на складе продавца; во время транспортировки товара в торговый зал; или при доставке покупателю, если доставка по условиям договора осуществляется усилиями продавца;
  • Потребительские или эстетические свойства товара утрачены по причине ненадлежащего обращения покупателя, которого продавец не проинформировал о свойствах товара, правилах его эксплуатации, хранения и ухода.

Последний случай опять является спорным. Чтобы стало понятно, уточним: если цветную блузку постирали в кипятке, и она полиняла, то покупатель в течение гарантийного срока может вернуть свои деньги на том основании, что его не уведомили о том, при какой температуре надо стирать вещь. Инструкция, прилагаемая к товару, написана на иностранном языке. Присутствующий во время покупки свидетель подтверждает, что продавец не рассказал покупателю, как надо правильно ухаживать за изделием.

Отдельного внимания заслуживают сроки возврата сезонных товаров (обуви, шуб, шапок и т.п.). Когда осуществляется возврат обуви, закон определяет, что гарантийный срок начинается не со дня покупки, а с начала сезона.

За какие товары обязаны вернуть деньги после гарантийного срока?

Существуют товары, качество которых проверяются годами. Сюда относятся: строительные материалы, транспортные средства, самолеты, компьютеры, телевизоры, холодильники и прочие изделия (полный перечень приведен в Постановлении Правительства №924 от 10. 11. 2011 г.).

По закону, покупатель может вернуть деньги в течение 15 дней после покупки, если обнаружит любые недостатки товара, или же на протяжении всего срока эксплуатации (!), если:

  • В товаре имеется существенный дефект, для устранения которого требуются значительные расходы;
  • После ремонта дефекты проявляются неоднократно;
  • Продавцом или ремонтным цехом нарушены сроки устранения дефектов;
  • Покупатель не мог пользоваться товаров дольше 30 дней в совокупности в каждом гарантийном году по той причине, что товар был в ремонте.

Если продавец отказывается вернуть деньги за товар, то вопрос решается в суде, с использованием результатов независимой экспертизы. И иногда у него есть все основания товар обратно не принимать. Например, ваш новый мобильный телефон сдать в магазин достаточно сложно. Но есть несколько путей, как это можно сделать. Читайте в этой статье.

Вас не утомил поток информации? Завтра немного расслабимся, обсуждая тему возврата учебников. До связи!

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here