ПОДЕЛИТЬСЯ

С переходом экономики на рыночные отношения покупатели поначалу ощутили незащищенность перед потоком бракованных товаров, буквально нахлынувшим на отечественный потребительский рынок из-за рубежа. Китайские дешевые изделия, поразившие потребителя низкими ценами, заполонили рынки, киоски, магазины и поземные переходы в метро. Покупая дешевые недоброкачественные товары, немногие потребители знали о том, что наше право на покупку доброкачественной продукции защищает закон прав потребителей на возврат денег за товар. Примечательно, что нормы этого закона актуальны, как для товаров отечественного производства, так и в отношении импорта, поступающего из-за рубежа. Правда, достучаться до нелегального изготовителя практически невозможно, за что и поплатились первые «челноки». Вернуть плитку, блузку, варежки или  сумку было проще, но из-за возврата холодильника или телевизора разгорались целые «войны».

Как определяется качество товара

Во все времена массовый выпуск товаров в нашей стране осуществлялся в соответствии с ГОСТами, ОСТами и ТУ. Это – сбор нормативных требований к качеству товаров первого, второго и третьего сорта. Имея настольную книгу в магазине, товароведы без труда определяют качество поступающих товаров соответствующей группы. Следовательно, при обращении покупателя в магазин по поводу пересортицы, брака, некомплектности, несоответствия наружной упаковки содержимому продукту, все спорные вопросы должен урегулировать именно товаровед. Этот специалист введет проверку качества товаров, работает с бракованной продукцией, поступающей от покупателя, рассматривает претензии потребителя и, ориентируясь на закон прав потребителей на возврат товара (статья 18) , обращается с соответствующей претензией к изготовителю от имени юридического лица.

В качестве ссылки или приложения к основной претензии товаровед может приложить документ — претензию, полученную от покупателя.

Кто следит за качеством продукции?

Кроме  специалистов оптово-розничных предприятий, функции контроля качества товаров и соблюдения правил торговли возложены на:

  1. Комитет по защите прав потребителей, функционирующий при Администрации муниципального образования;
  2. Ростехнадзор;
  3. Отделы предпринимательства, работающие при муниципалитетах;
  4. Народный, или гражданский суд.

В некоторых случаях, когда физические или юридические лиц нарушают закон прав потребителей на возврат товара, то вопрос может решаться в рамках не гражданского, а уголовного делопроизводства. Такое случается, когда речь идет о неправомочных действиях продавца во время продажи товара. Например, когда покупатель обращается с вопросом: «Могу ли я вернуть обувь?», а продавец переходит на недопустимые оскорбления, запугивание, и вынуждает покупателя обращаться в полицию.

Тем не менее, покупатель может самостоятельно разрешить конфликтную ситуацию, когда четко знает права потребителя и продавца, когда убедительно и аргументировано отстаивает свои права, ссылаясь на конкретные законодательные акты и Постановления.

Надо отметить, что существующая образовательная система не обеспечивает 100%-ную профессиональную подготовку продавцов, консультантов, которые работают с покупателями в торговом зале. Частой причиной возникающих конфликтов является непрофессиональный подход продавцов к рассмотрению претензий покупателя.

Как бороться с безграмотностью продавцов?

Единственной рекомендацией в таком случае является получение знаний самостоятельно. И продавцы, и покупатели должны хорошо знать и соблюдать закон о праве возврата товара. Наш сайт посвящен защите прав потребителя, следовательно, мы представляем интересы покупателя, и рекомендации даем именно Вам, наш читатель. Чтобы грамотно и оперативно разрешать возможные конфликты, пожалуйста, распечатайте на бумажном носителе выдержки из законов, и возьмите эти выписки с собой, когда отправляетесь в магазин с тем или иным требованием относительно качества, комплектности или сортности купленных товаров. Эти документы пригодятся вам и в тех случаях, когда будете разговаривать с продавцом, товароведом, и с директором магазина. Хочется надеяться, что работники торговли отнесутся с должным вниманием к нуждам покупателей.

Какие выписки надо распечатать и периодически перечитывать?

  1. Гражданский кодекс РФ ст. 475, 503, 520;
  2. Закон о защите прав потребителей от 7 февраля 1992 № 2300-1 (послед. ред. От 01. 05. 2017), ст. 1, 5, 18 – 26;
  3. Постановление Правительства №924 от 10. 11. 2011 г.

Зная эти законы, вы гарантировано сумеете защитить права потребителя на возврат товара, заменить бракованное изделие доброкачественным продуктом, или потребовать соразмерной уценки.

Тема следующей статьи – возврат тонометра. Пожалуйста, ознакомьтесь с ней, ведь наверняка в каждой семье имеются люди, нуждающиеся в этом медицинском приборе.

 

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here